|
|
Можно прочитать главу из книги: "Квантовая механика и сострадание"
Предисловие Его Святейшества Далай-ламы XIV:
Я глубоко заинтересован в близких отношениях между современной наукой и исследованием внутренних измерений человеческого сознания. Ведь мы живем в физическом мире. У нас есть, помимо сознания, физическое тело, и они тесно связаны между собой. Действительно, ведь именно переживание нами физических ощущений и связанных с ними эмоций наделяет нас чувствами. Однако если сравнивать влияние физического и ментального на нашу жизнь, то оказывается, что сознательными усилиями можно подавить физическую боль; следовательно, духовное благополучие и удовлетворение оказывается в конце концов более важным для нас, нежели физический дискомфорт или неустроенность. Это одна из причин того, что духовность, внимание к нашему внутреннему миру столь важно. С другой стороны, если человек в духовном смысле несчастлив, то простой физический комфорт не облегчит его душевную боль. Я считаю, что все существа, и в особенности человек, имеют право на счастливую и успешную жизнь. В этом смысле наука и технология дали нам многое. Благодаря успехам науки и технологии некоторые фундаментальные проблемы человечества были решены, но другие страдания — болезни и голод, например, — остаются. Я не сомневаюсь, что наука и технология могут помочь нам стать счастливыми и что наука — очень ценный, неисчерпаемый источник знания.
Однако, несмотря на достижения во многих областях, мы пока не знаем, как наука и технология смогут справиться с бедами и несчастьями, от которых страдает так много людей. Более того, я думаю, что главное лекарство от ментальных проблем по своей природе лежит в самом сознании и что реальная возможность решить проблемы с сознанием существует только на ментальном уровне. Следовательно, наряду с наукой и технологией нам также необходимо развитие духовности, включая воспитание милосердия и сострадания, которые лежат в основе нашего счастья.
До недавнего времени эти две области, наука и духовность, оставались далеки друг от друга, но, по-моему, ситуация меняется. К примеру, хоть я и буддист, но, если бы я держался только за буддистское учение и пренебрегал современными научными данными, я бы считал, что мир плоский и находится в центре вселенной и что Солнце и Луна вращаются вокруг него. Очевидно, что, если бы я занял такую крайнюю позицию и принимал во внимание только то, о чем говорят священные тексты, держась в стороне от науки, тогда я сам бы страдал, и не в последнюю очередь от недостатка знания.
Буддистская традиция, в особенности тысячелетняя традиция Индийского университета Наланды, которую мы унаследовали в Тибете, имеет дело с попытками познать реальность, различные уровни реальности посредством исследования, не скатывающегося к недооценке или преувеличению. Также и современная наука стремится раскрыть реальность, притом не только в теории, но и на практике, проводя воспроизводимые эксперименты. Постигаем ли мы реальность научным или духовным путем, мы должны принять ее такой, какая она есть.
Вик Мэнсфилд, которого я знаю много лет, — это человек, который совмещает свое участие в научном процессе и искренний интерес к духовности, в частности к тибетскому буддизму. Его преподавательская деятельность затрагивала оба предмета, и он много писал и о том, и о другом. В этой книге он непосредственно задался целью показать, как религия и духовность согласуются с жизнью в современном мире. Я благодарен ему за то, что он отозвался на мой призыв к людям, обладающим подобным знанием, поделиться им с другими.
Сегодня мы больше не можем жить в своего рода изоляции, позволяющей нам не принимать во внимание точки зрения, отличные от нашей собственной, поскольку такая позиция может только привести к конфликту. Наша растущая взаимозависимость требует, чтобы мы стремились к пониманию и уважению других мнений. Читатели, несомненно, проникнутся светом, который проливает эта книга на перекликающиеся, но все же различные подходы тибетского буддизма и современной физики к реальности.
Далай-лама
23 ноября 2007 года